gram news
Аватар канала это тоже считается

это тоже считается

@everythingcounts

Привет, я Наташа Грибуля, предприниматель. Строю медицинский центр в Москве. Пишу про бизнес, маркетинг, продукт, личные финансы. В прошлой жизни маркетолог в B2C финтех стартапах, CMO в венчурном билдере, венчурный скаут Flashpoint. лс → @ngribulya

6,930подписчиков

Открыть канал

Последние посты

  • это тоже считается

    17 февр., 13:58

    Бюджет запуска бизнеса: небольшое резюме с цифрами и выводами после ремонтаЗаканчиваю ремонт в клинике на этой неделе, длился он ровно 3 месяца. Плановые инвестиции, которые закладывала в финмодель на запуск бизнеса изначально: 7 млн руб. Факт: 8,9 млн руб без учета стоимости аппаратов. Из них 2,2 млн руб — прочие расходы запуска бизнеса, остальное это стоимость ремонта. Большинство этих расходов еще из прошлого года: создание брендбука, регистрация товарного знака и пошлины за регистрацию, разработка сайта, разработка протоколов процедур, заключение договоров с подрядчиками и тд.Мне все еще сложно оценить во сколько в среднем обойдется запуск медицинского центра/клиники площадью до 100 кв м в 2026 году, если не извлекать выгоды из заранее подходящей планировки и старой отделки помещения. Но думаю, что более реалистичный бюджет запуска около 15-20 млн в Москве в среднем сегменте и
    Telegramну это клиникаКак сэкономить до 15-20% на услугах и товарах во время ремонта Протестировала все что можно на себе, по-настоящему работающих способов для меня всего пять: 1. «Тендер» Дробить работы, используя не одну бригаду во время ремонта, а разных подрядчиков на каждом…
    2,75020117211Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    14 янв., 14:59

    Битва титанов: бюджетирование vs ремонт+ делюсь своим шаблоном сметыЯ бы хотела заход в духе «аааа с четвертой попытки у меня получилось уложиться в бюджет ремонта». Но нет 🤡 Я учла ошибки планирования прошлых ремонтов и все известные мне хаки, и все равно получился перерасход на 16% от заложенного бюджета. И пока это мой лучший результат сближения плана и факта из ремонтной сметы за всю историю попыток.На мой взгляд, смета для ремонта должна быть такой: 1. Корректно разбивает все работы по блокам. 2. Включает разбивку материалов и работ на общий скоуп задач (для всего помещения) и бюджеты отдельных комнат/кабинетов чтобы понять где риск перерасхода. 3. Должен быть план-факт и % перерасхода внутри каждой категории чтобы вовремя заметить перерасход и иметь возможность им управлять. 4. Довольно детальной, но без перегибов — я не считаю все до гвоздей, но довольно детально
    Google DocsШаблон_Бюджет ремонта
    3,780362364Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    20 дек. 2025 г., 17:17

    Про смерть (бизнеса), налоги и механику принятия сложных решенийВ начале ноября пора было определяться с концепцией, но мне не хватало информации для принятия решения. Ходила проконсультироваться по налоговому, кадровому и управленческому учету. Когда писала вопросы для специалистов, составляла их таким образом, чтобы ответ можно было классифицировать как «за» или «против» предпринимательского похода в медицину. Получилось 5 блоков вопросов:— НДС и его применение; — Налог на прибыль и налоговые льготы медицинских учреждений; — Выплаты врачам и ФОТ; — Управленческий учет; — Бухгалтерский учет.Искала любые легальные способы избежать НДС и налога на прибыль. Для медицинских клиник на общей системе налогообложения предусмотрены льготы — освобождение от НДС и нулевая ставка по налогу на прибыль. НО. Надо соответствовать ряду очень строгих критериев. По факту это квазиспециальный режим,
    4,19081268Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    2 дек. 2025 г., 08:05

    переслано из @venturestuff

    Путь до $1M, или автомойка vs. венчур vs. тема с другомНедавно наткнулся на интересную статистику, которая показывает разницу между бизнес-моделями с точки зрения маржинальности.Чтобы заработать $1M чистыми, тебе понадобится:- $50M выручки с продуктового магазина (2% маржа) - $20M выручки с ресторана (5% маржа) - $10M выручки с e-commerce бренда (10% маржа) - $5M выручки с агентства недвижимости (20% маржа) - $3M выручки с мобильного игрового приложения (33% маржа) - $1.2M выручки с SaaS (83% маржа) - $10M выручки с автомойки (10% маржа) — это примерно 200,000 машин в год по $50, или ~550 машин в день (у кого автомойка подскажите я верно ли посчитал?)И вот тут важный момент: сколько акционеров едят с этого пирога? Если ты один или вдвоем с партнером — вся прибыль ваша. А если классическая венчурная модель с 3 раундами инвестиций, то у фаундеров обычно остается 10-25% бизнеса.Пр
    4,20019871Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    2 дек. 2025 г., 08:05

    Итак, автомойка! + FOMO «блин, чем-то не тем мы явно занимаемся»Каждый раз, когда я проделываю упражнение из поста выше и вижу, что владелец МСП уносит домой чистыми примерно 1,2 млн рублей в месяц, я дико смеюсь и вспоминаю классику от казахского фаундера Алмаса. Пост ниже. Автомойку он посчитал слишком оптимистично, имхо, но суть понятна. Опыта для сравнения расчётов «на салфетке» у Алмаса достаточно — он построил успешный B2B SaaS-продукт (SpacialChat), сделал экзит и сейчас топит за солопренерство без венчурных инвестиций по возможности. И я понимаю, почему. Если посмотреть на график внизу страницы 3 вот в этом отчёте PitchBook, то из него следует, что к раунду A у инвесторов уже около 50% вашей компании. Что останется фаундеру на экзите? Если он вообще будет, кхе-кхе.Вывод очевидный: если нет амбиций построить по-настоящему огромную компанию на огромном рынке, есть масса более
  • это тоже считается

    13 нояб. 2025 г., 15:39

    Финмодель: как валидировать получившийся финансовый результатСопоставление своего финреза после расчетов финмодели с финрезом вашего прямого конкурента не всегда может быть показательным, если мы мало что знаем об их способах налоговой оптимизации. В РФ бизнесу не очень выгодно показывать большую прибыль из-за высокого налога на нее, поэтому если в открытых данных прибыль маленькая или болтается где-то около 0 — это не всегда значит, что бизнес плохой и прибыли у него нет. Иногда это значит, что кто-то умеет её прятать с помощью грамотного учета. Но иногда таким способом можно и правда найти что-то полезное и дополнительно валидировать свои цифры.Пример: беру своего прямого конкурента в категории, небольшого — это маленький медицинский центр на 2 кабинета там же в ЮВАО на соседней улице, работают в нем 4 врача, включая самого учредителя (учредитель — это врач со своей практикой) +
    3,820файл20631Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    13 нояб. 2025 г., 15:17

    Финмодель: сбор бенчмарков и валидация расчетовПодытоживаю в одном посте, для финмодели будут нужны:1) Исследования рынка: открытые источники, за текущий и прошлый год, размер рынка, прогнозы роста. 2) Бенчмарки со средними конверсиями по всем основным воронкам для вашей ниши. 3) Средний чек для аналогичных услуг/продуктов. Если работаете с планом, то для услуг лучше рассчитать средневзвешенный чек.Средний чек (простая средняя) — это когда все услуги продаются в равных объёмах (Сумма всех цен) ÷ (Кол-во услуг). Средний чек при планировании будет завышать или занижать доход, если структура спроса неравномерна.Средневзвешенный чек — это когда спрос распределён неравномерно (Цена₁ × Доля₁ + Цена₂ × Доля₂ + …), почти всегда в реальности происходит именно так. Например, 90% клиентов делают уходы по 6 000 ₽, а 10% — контурную пластику по 24 000 ₽. Средний чек будет 15 000 ₽ — ложный
    Telegramэто тоже считаетсяПример валидации воронки сверху вниз, ч.1 По данным 2024 года численность населения в ЮВАО ≈1 515 787 чел. При этом мне нужны не все 12 районов ЮВАО, а только часть из них. Но еще нужны данные по территории, которая уже не относится к Москве. Для определения…
    3,060971Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    11 нояб. 2025 г., 11:11

    Как проверка за нейросетью сэкономила до 1,3 млн рубНачалось с того, что я решила сэкономить 450 тыс. руб. на проекте от архитектурного бюро при ремонте и попросила помощи у своей подруги дизайнера со знанием AutoCAD. Мы обмерили всё помещение с лазерной рулеткой, потом я с помощью ChatGPT собирала в единый документ все требования для получения медицинской лицензии и превращала их в ТЗ для проектирования разных планов и в ТЗ для строительной бригады.Нейросеть споткнулась на вопросе приточно-вытяжной вентиляции, он мусолился десятки раз: согласование проекта вентиляции и акта замеров, требования СанПиН и технические нюансы вроде требований к кратности воздухообмена, фильтрам и т. д. Я готовила опросные листы для подрядчиков по вентиляции и кондиционированию, чтобы, в свою очередь, колупать им мозг расчётами притока и вытяжки воздуха в каждый кабинет. Ответственно же — нельзя
    Иллюстрация к посту канала это тоже считаетсяИллюстрация к посту канала это тоже считается
    3,23051131Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    7 нояб. 2025 г., 14:34изменён

    Пример валидации воронки сверху вниз, ч.2Что еще важно: возраст это не единственная важная характеристика клиентов аппаратной и инъекционной косметологии. При высоких чеках в диапазоне 15-60 тыс важна платёжеспособная ЦА в ЮВАО.Проверяю еще одним способом и делаю рыночные допущения относительно сегментов ядра платёжеспособной ЦА по доходам (это я считаю только от ≈62 000 человек в возрасте 30–44 лет и занижаю свою базу, так как нужные мне доходы есть и в других возрастных группах):Сегмент Доход_1: 150 000+ тыс, не больше 15% от нужного мне возрастного сегмента — 9 300 человек Сегмент Доход_2: 300 000+ тыс, не больше 5% от нужного мне возрастного сегмента — это 3 100 человекТогда, мои 600 визитов это ≈4,8% визитов от ядра моей ЦА в месяц (возраст + потенциально нужный доход). И 0,9% визитов от широкого сегмента ЦА (по возрасту). Похоже на правду? Ну, звучит реалистично при норм
    3,2901554Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    7 нояб. 2025 г., 14:07

    Пример валидации воронки сверху вниз, ч.1По данным 2024 года численность населения в ЮВАО ≈1 515 787 чел. При этом мне нужны не все 12 районов ЮВАО, а только часть из них. Но еще нужны данные по территории, которая уже не относится к Москве. Для определения доступного охвата (это верх воронки) нужно было как-то понять, сколько жилых адресов конкретно в нужной мне части ЮВАО.Оказалось, что это можно проверить через Почту России. Фантастика, это второй случай за мои 37 лет, когда Почта России оказалась чем-то полезна. К этому я добавила данные из последней переписи населения и других открытых источников. С незначительными пересечениями получилось:≈460 000 жилых адресов всего в нужной мне части ЮВАОИз них: ≈62 000 человек возраста 30–44 лет (ядро демографии медицинской косметологии — поэтому беру именно этот сегмент). Это меньше нужных мне ≈74 000 касаний в месяц на верхнем уровне.
    3,170983Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    5 нояб. 2025 г., 18:16

    Как валидировать цифры в финмодели: воронка, проверка на вменяемостьС воронкой я так же валидирую цифры двумя способами и сравниваю результаты: ⬇️ Сверху вниз — отталкиваюсь от фактического количества моей аудитории в АО/районах и иду вниз воронки. ⬆️ Снизу вверх — начинаю с нужного мне количества визитов (оплат) в месяц и поднимаюсь для понимания верха воронки.Пример валидации воронки снизу вверхВ консервативном сценарии мне нужно около 600 визитов в месяц (визиты ≠ клиенты, т.к. это новые и постоянные клиенты вместе, они ходят с разной частотой: около 60% клиентов медицинской косметологии становятся постоянными, 15% — ежемесячный отток, остальные — «спящие», с ними работает CRM-маркетолог). Если 600 визитов — это низ моей воронки, то: в среднем 1 клиент приходит ≈ 1,4 раза в месяц → значит нужно ~430 уникальных клиентов: 600 / 1,4 ≈ 430. Средняя конверсия из касания (показ /
    3,2802872Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    5 нояб. 2025 г., 18:15

    Как валидировать цифры в финмодели: ожидания vs размер рынка «на салфетке»95% финмоделей, которые я видела, были оптимистичнее реальности. Кто бы их ни считал — экс-маккинзоиды для корпоратов, консультанты попроще для стартапов, фаундеры разной степени прошаренности в финансах и маркетинге, венчурные студии — это почти всегда продажа оптимизма и надежды кому-то — инвесторам/фаундерам/партнерам в фонде и тд. Считайте себе всегда консервативный сценарий = любой бенчмарк по нижней границе/ниже среднего. Потому что даже консервативный прогноз разойдется с реальностью. Но не так сильно — меньше смеяться и плакать потом через полгода.Важно: начинать нужно не с воронки и не с эксельки даже, а с размера рынка и со своих хотелок — «на салфетке». Для некоторых идей модель не сойдется еще на этом этапе.1. Хочу заработать Х/мес, продавая Y, которое стоит Z. Сколько мне нужно клиентов? 2. Чтобы
    3,330151255Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    2 нояб. 2025 г., 08:54

    Делюсь шаблоном финмодели для любого B2C-сервисного бизнесаПересчитала финмодель в консервативном сценарии с новым средним взвешенным чеком. И смоделировала формирование клиентской базы за первый год. В этой модели универсальная сервисная логика — её легко адаптировать под свой бизнес. Формулы везде стоят, нужно только подставить ваши цифры.Шаблон здесь. Копируете себе, базово заполняете до 80 строки. Если работаете не с фактом, а с планом, как я, то нужно будет внимательно валидировать все цифры и бенчмарки. Расскажу дальше как это делать, прямо по блокам, чтобы не спутать свои фантазии с реальностью.Что внутри:— в основе логики человеко-часы и загрузка; — выручка разбита на три блока: привлечение (воронка сайта), удержание (работа с клиентской базой), воронка оффлайн (конверсия пешеходного трафика); — расходы делятся на переменные и постоянные; — учитываются налоги и режимы
    Google DocsШаблон финмодели_услуги.xlsx
    4,81067258Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    22 окт. 2025 г., 09:29

    Я уже копала эту идею какое-то время on&off, но на прошлой неделе меня осенило: если получить медицинскую лицензию на аппаратную и инъекционную косметологию, то: 1. Я смещаюсь к другой ЦА — с позиционированием как медицинский центр или клиника. 2. Выхожу в более высокий средний чек. 3. Перехожу в зону дорогого входа на рынок и, соответственно, меньшей конкуренции за счёт заградительного фактора — лицензирования. 4. Получаю то самое «несправедливое преимущество»: моё помещение, при всех его минусах и ограничениях, имеет плюс — планировка почти полностью соответствует нормам СанПиН, что удешевляет стоимость ремонта и выхода на рынок.Объективно, требования к инженерным системам, отделке, безопасности, оборудованию и персоналу для лицензии — такие, что либо заколебёшься, либо разоришься их выполнять. Не многие готовы в это лезть. В итоге: в пятницу пообщалась с главным врачом сетевой
    5,380931913632Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    22 окт. 2025 г., 09:28

    Про рациональный выбор идеиВ стартап- и VC-коммьюнити есть понятие «несправедливое преимущество». Об этом неплохо написано в книге The Unfair Advantage. Суть в том, что бизнес защищает то, что сложно скопировать: талант, особые навыки и опыт, доступ к коммьюнити, запатентованная технология, нетворк, особенности локации и другое.Исходить из своего «несправедливого преимущества» — рабочая стратегия не только для венчурной модели. Например, одна из подписчиц недавно рассказала историю, как её идея проросла из доступа к спортивному коммьюнити: она провела кастдев на 160+ человек.Рациональный перебор идей под мои индивидуальные параметры (из поста выше) и соотнесение их с моими ресурсами и ограничениями в какой-то момент привели к медицине. Изначально рассматривала только сегмент эстетической косметологии — идея мне не нравилась, но формально соответствовала критериям запроса: 1. Есть
  • это тоже считается

    3 окт. 2025 г., 13:01

    Дальше был такой же метод перебора и примерки всего подряд под свои критерии, вот они:Хочу: — Офлайн + возможность для цифровых продуктов поверх офлайна; — Высокая маржа. Для меня больная тема, так как многие B2C SaaS продукты, которые мне нужно было маркетировать, имели плохую юнит-экономику. У меня нет бюджетов корпы, нет задачи агрессивно воевать несколько лет за долю рынка, и нет нескольких лет моей жизни в запасе на выход в безубыток и плюс; — Если B2C, то не массовый сегмент и средний чек не меньше 5 тыс; — Развитый рынок с большой емкостью, чтобы хватило условно и 1% рынка для выполнения цели; — То, что сложно полностью автоматизировать/заменить ИИ на горизонте 7-10 лет, только дополнить. Интересно все, что на стыке физического мира и цифрового; — Понятная и не слишком нагруженная операционка.Ограничения и no-go zone: — Дешевый вход на рынок — бюджет запуска меньше 10 млн.
    5,710451515633Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    3 окт. 2025 г., 12:54

    Про странные хобби маркетологов и влияние венчураХорошо, что переживаемый человеком опыт — не уникальный. Спасибо всем, кто прислал свою историю о выборе идей для бизнеса в России и за рубежом! Это меня здорово подбодрило, мне перестало казаться, что со мной что-то не так и я думаю неадекватно долго.Мой опыт такой: когда в 2023 стало понятно, что на горизонте лет 5-6 возникнет задача перепридумать как я буду зарабатывать деньги, было вообще не до бизнес-идей. Для раскачки разрешила себе идти за любым своим интересом, даже если идея ужасная. Что бы в голову ни приходило — давала этому время «побыть». Все идеи в тот год приходили только из контекста изменений экономики. Некоторые привели к специфическим хобби. Например, в какой-то момент я подумала, что на решении государства раздать льготные ипотеки многие смогут неплохо заработать в офлайне. Ипотеки начали концентрировано запирать
    5,00025711Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    1 окт. 2025 г., 08:48

    Про статистику, найм, бизнес и «арифметическое среднее»Довольно болезненно последние 2 года ходила вокруг мысли, что скоро придется делать переход из найма в бизнес. Это не первая моя смена трека: после 3 лет в «Афише» я уходила получить дополнительное образование как менеджер в киноиндустрии в UCLA и ушла развивать свою продакшн-студию на 7 лет. Потом сильный интерес к финтеху и обратно в найм на 5 лет, с пивотом от тв-рекламы до маркетинга в финтехе. Первая смена трека была легкой и счастливой, вторая непростой и счастливой. А вот так мутно и непонятно как сейчас — впервые.Однажды мне попалась неприятная статистика в Business Insider. Если верить ей, то пик для изучения иностранного языка был в 7 лет, пик вычислительной мощности мозга был в 18 лет, первый пик удовлетворенности своей жизнью в 23 года (их за жизнь будет два, но второй вообще не скоро!), пиковый возраст для
    Иллюстрация к посту канала это тоже считаетсяИллюстрация к посту канала это тоже считается
    5,290973816431Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    27 окт. 2024 г., 16:56

    И что положительного вынесла из этого опытаКак ни странно, довольно много. В целом, любая неудача — отличный способ узнать про себя что-то новое. Я уже писала, что это первый большой убыток: за 6 лет у меня не было очень больших побед, но никогда не было и больших поражений, просто стабильно двигалась к своей цели и сейчас она на 50% done. Прошлый год был легким и удачным для каждого — на растущем рынке можно было отлично заработать на любом горизонте и с любой стратегией. После смены стратегии узнала и что такое большой убыток, и что такое большой профит, когда заработанные на фондовом рынке деньги каждый месяц в 2-2,5 раза превышали профессиональный доход. Ну похвалил себя, двигаешься быстрее благодаря попутному ветру — норм стратегия чтобы дойти до финиша с хорошим результатом, но это точно не моя заслуга и не про мой скилл, а про удачный тайминг.Полюбить сложный рынок и неудачи
    8,950582214311Открыть в Telegram
  • это тоже считается

    27 окт. 2024 г., 15:54

    6. Переход на большой оборот усложняет смену оптики. В чем прикол: математика говорит, что тот, кто торгует бесконечно долгий период времени, приходит к неизбежной потере капитала, а агрессивный риск-профиль дополнительно снижает мат ожидание успеха. В реальности же большинство трейдеров умрут быстрее, чем разорятся, но все годные книги про торговлю дают хороший совет — вы прекращаете торговать, когда баланс вашего счета достигает заранее установленной цели. У меня такая цель есть, я знаю точную цифру — это стоимость учебы в хорошей частной школе в США. Но другой (возможно, тоже хороший для кого-то) совет из книжек лично для меня вообще не работает — торговать свою цель, а не свою P&Lку. Я не могу торговать свою цель, потому что когда думаешь, что ты торгуешь будущие возможности своего ребенка, то это автоматически вышибает меня из рационального режима в эмоциональный, и с начала войны
    7,46036116331Открыть в Telegram